Как публичная оферта облегчает работу бизнеса
Согласно п.2. ст.407 Гражданского кодекса Республики Беларусь, публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Публичная оферта — это предложение, содержащее условия договора (купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ), который заключается с каждым, кто обратится.
На условиях публичной оферты различаются договоры в различных сферах бизнеса:
- интернет-магазины;
- онлайн-школы;
- предоставление доступа к различным сервисам;
- доставка товаров и т. д.
Заказать услугу
В зависимости от вида договора определяются и стороны:
- Для интернет-магазина, в котором на условиях публичной оферты заключается договор купли-продажи, это будут Продавец (интернет-магазин) и Покупатель, т. е. лицо, которое к нему обратиться.
- Для онлайн-школ, которые работают по договорам возмездного оказания услуг, в публичной оферте сторонами будут Исполнитель (онлайн-школа) и Заказчик (лицо, которому оказываются услуги).
Таким образом, «договор публичной оферты» — формулировка не совсем корректная, но по сути своей — это любой гражданско-правовой договор, заключаемый публично, одной из сторон которого всегда выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, а второй — любое лицо, которое к ним обратиться.
Кому необходима публичная оферта?
Ответ на этот вопрос прост — всем, кто работает по однотипной схеме с потребителями товаров, работ, услуг в массовом сегменте.
Очевидные преимущества публичной оферты перед бумажным двусторонним договором, следующие:
- Простота заключения договора. Совершение лицом действий по выполнению указанных в оферте условий договора (оплата товаров, работ, услуг, регистрация в личном кабинете, формирование заказа и т. п.) считается акцептом, т. е. полным и безоговорочным принятием публичного предложения.
- Уменьшение документооборота. Поскольку стороны не встречаются для подписания договора, с каждым потребителем не заключается отдельный бумажный договор. Для хранения первичных учетных документов достаточно распечатать один экземпляр публичной оферты независимо от количества потребителей, с которыми вы работаете.
- Простота приемки выполненных работ и оказанных услуг. По результатам оказания услуг или выполнения работ Подрядчик или Исполнитель составляет односторонний Акт оказанных услуг (согласно Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь № 13 от 12.02.2018). Акт направляется Заказчику посредством электронной почты и имеет силу оригинала. В оферте устанавливается некий срок, в который могут быть заявлены претензии от Потребителя, затем услуги и работы считаются принятыми в полном объёме. Один экземпляр такого акта может направляться Потребителю посредством электронной почты, что также сокращает расходы на отправку корреспонденции.
Особенности работы с публичной офертой:
- Типичность условий. Если работаете в сфере, где необходимо предварительное индивидуальное согласование заказов, а также цены на ваши товары, работы и услуги зависят от разных факторов и для разных клиентов на один и тот же заказ могут быть разными — публичный договор вам не подойдет. Оферта — предложение одинаковое для всех клиентов.
- Вы не можете отказать в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, за исключением случаев, когда такой отказ правомерен — например, провести тренировку по танцам человеку, чье состояние здоровье этого не позволяет, или у вас закончился товар, предлагаемый к продаже.
Как составить договор на условиях публичной оферты?
Главное, что нужно учесть при составлении «договора публичной оферты» — это то, что он является «дорожной картой», в которой вы проводите Потребителя от момента знакомства с вами и вашим предложением до момента оплаты и непосредственной покупки (выполнения работ, оказания услуг).
При составлении публичной оферты в первую очередь необходимо обращаться к существенным условиям для конкретного вида договора, а также важным моментам именно для продавца, подрядчика, исполнителя.
К таким условиям можно отнести:
- предмет договора (наименование товаров (способ их определения), работ, услуг, которые должны быть оказаны);
- цена или порядок её определения;
! Обратите внимание, при работе с помощью сети Интернет в национальном доменном пространстве вы обязаны указывать цены в белорусских рублях. Если же вы имеете возможность для иностранных заказчиков (покупателей) показывать зеркало сайта, то там можно указывать эквивалент цен в иностранной валюте. То же касается и порядка расчетов: с белорусами — белорусские рубли, с иностранцами — любая согласованная валюта платежа по определенному договором курсу.
- условия и конкретные действия, являющиеся акцептом (проставление галочки в поле ознакомления с договором, оплата услуг, заказ товаров через корзину и т. п.);
- условия оплаты и доставки;
- условия возврата денежных средств;
- условия об ответственности сторон;
- особые условия, важные и нужные при вашей схеме работы (например, защита авторского права при предоставлении доступа к обучающим материалам; гарантийное обслуживание товара или гарантийный срок на работы и т. д.).
Публичная оферта должна располагаться в доступном для ознакомления месте, например, в месте оказания услуг, продажи товаров, или в сети Интернет, если речь идет о дистанционном онлайн бизнесе.
Если публичная оферта располагается для ознакомления в сети Интернет, то она обязательно должна содержать ссылку на адрес сайта, где можно ознакомиться с текстом.
Для вашего удобства и удобства Потребителей, отдельные условия можно выносить в приложения к договору (например, прайс-лист с тарифами доступа к обучающими материалами; состав различных подарочных наборов, предлагаемых к продаже; техника безопасности при оказании услуг танцевальной хореографии и т. д.). Такие приложения должны либо следовать за текстом договора, либо сам текст должен содержать ссылку на страницу в сети Интернет, где такая информация доступна для ознакомления.
Как изменить и отменить оферту?
Публичная оферта действует с момента ее размещения в общедоступном месте и до момента её отмены. В самом тексте оферты обязательно укажите каким образом вы доводите до Потребителей изменения в порядке продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, и с какого момента такие изменения начинают действовать. Обращайте внимание на то, что для Потребителя оферта действительна на момент ее акцепта, т. е. на момент оформления заказа в интернет-магазине, регистрации в личном кабинете онлайн-школы и т. д., даже если на следующий день вы решили сделать доставку платной или повысить цены на услуги.
Таким образом, публичная оферта — удобный и выгодный инструмент для многих сфер бизнеса. Вы можете подготовить текст самостоятельно, учитывая наши рекомендации, однако на просторе Интернета существует множество оферт, взятых из российского законодательства, содержащих неверные или устаревшие нормы.
Подготовка договора оферты — кропотливое и хлопотное занятие, если вы хотите на выходе получить работающий договор, а не просто набор пунктов, поэтому мы всегда готовы помочь с этим нашим клиентам. Опытные юристы компании ПравоКом могут как разработать публичную оферту с нуля, так и откорректировать ваш текущий договор и проанализировать схему работы.
Цена публичной оферты в компании ПравоКом составляет 300,00 белорусских рублей.
Наши юристы разрабатывали публичные оферты для таких сфер как:
- интернет-магазины;
- логопедия;
- стилисты, визажисты, парикмахеры;
- обучающие онлайн-мероприятия, онлайн-школы;
- smm-специалисты и т. д.